Проблема совершенствования самостоятельной учебной деятельности будущих учителей музыки в процессе вокальной подготовки

Актуальность. Совершенствование профессиональной квалификации учителя музыки в значительной степени зависит от решения проблемы самостоятельной учебной деятельности, которая является одной из актуальных в наше время. Много нерешенных вопросов относительно ее организации существует и в условиях вокальной подготовки студентов. Психолого-педагогические исследования направлены на создание благоприятных условий для активизации самостоятельной учебной деятельности, в которых учитывались бы новые ценностно-ориентационные подходы, средства бытия самостоятельных навыков и умений, творческих методов и форм, которые будут способствовать совершенствованию профессионального мастерства будущих учителей музыки.

Степень исследования проблемы. Интерес к проблеме самостоятельной учебной деятельности проявляли многие представители педагогической мысли прошлого. Наиболее системное изучение проблемы самостоятельной учебной деятельности началось в ХХ веке. В работах Л. Выготского, А. Леонтьева, С. Рубинштейна раскрыта роль самостоятельной учебной деятельности в развитии творческих способностей, установлены направления формирования самостоятельной и познавательной активности , определены методологические и научные основы организации самостоятельной учебной деятельности , обоснованные проблемы управления самостоятельной учебной деятельностью . Следовательно, актуальность проблемы самостоятельной учебной деятельности студентов, практическая потребность в подготовке будущего учителя музыки, предопределяет выбор темы нашей статьи.

Задача статьи: ознакомить будущих учителей музыки с основами развития творческих навыков самостоятельной учебной деятельности в процессе вокальной подготовки.

Сущность исследования. Феномен «самостоятельность» очень емкое понятие, которое обеспечивает самореализацию личности через овладение собственными способами учебной деятельности.

Качественная вокальная подготовка студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности осуществляется под влиянием потребностей, которые реализуются в мотивах. Потребности и мотивы являются психологической основой поставленной цели.

Реализация потребностей, мотивов, целей в организации самостоятельной учебной деятельности студентов находится в соответствии с решением учебных задач, содержащих все компоненты деятельности человека: формирование музыкально-педагогических задач, составление плана действий, анализ, моделирование решения; самоконтроль и самооценку самостоятельной деятельности; направления новых целей и задач на совершенствование профессиональной деятельности. Таким образом, самостоятельная учебная деятельность как часть педагогического процесса является специально организованной, внутренне мотивированной деятельностью студентов с учетом их индивидуальных особенностей, которая целенаправленная на самостоятельное выполнение музыкально-педагогических задач различных уровней сложности как на индивидуально практических занятиях, так и во внеурочное время.

Современная личностная ориентация на самостоятельную творческую активность будущего учителя музыки опирается на исследования ведущих педагогов и исполнителей . В своих педагогических концепциях педагоги-вокалисты отмечали, что в основе развития самостоятельности находится путь собственной интерпретации музыки.

Психологической предпосылкой самостоятельной учебной деятельности является самостоятельность мыслительных операций. Активизация интеллекта студентов в этом процессе базируется на развитии одного из видов общего внутрислухового представления — внутреннего музыкального слуха.

Технология внутренних процессов слухомышления атрибутируется как умение студента мысленно озвучивать нотный текст, непрерывно готовит новые звукообразы, обеспечивает художественную логику временного развития музыки, воспроизводит целостный исполнительский замысел.

Развитие активного интонирования в слуховом сознании студента связано со способностью накапливать богатый запас слуховых впечатлений и гибко, свободно ими оперировать. Во время процесса внутреннего интонирования слух студента получает наблюдательный, заостренный, цепкий, пытливый характер, его мышление настроено на творческий поиск. Вслушиваясь в музыку бесконечное количество раз, воспроизводя каждую музыкальную мысль, можно достичь результата более утонченного ее озвучивания.

Таким образом, активное слухомышление является одним из основных сверхзадач, которые направляют самостоятельную учебную деятельность студентов.

Вступление навыков дифференцировано вслушиваться в свое пение, переживания и осмысление различных звуковых модификаций способствует активизации музыкального мышления студентов и позволяет использовать его преобразовательную силу в самостоятельной учебной деятельности. Это станет новой ступенью в личностном творческом развитии будущего учителя музыки на последующих этапах педагогически-воспитательного процесса.

Решение проблемы совершенствования самостоятельной учебной деятельности студентов связано с качественными характеристиками этого процесса, наличием поставленной художественно-исполнительской цели, с творческим, поисковым характером ее осуществления. Овладение задач самостоятельной учебной деятельности происходит на разных уровнях технологического постижения музыкального произведения и синтезирует умение студента без посторонней помощи сориентироваться в незнакомом музыкальном материале, адекватно расшифровать авторский текст, сформулировать убедительную интерпретаторскую «гипотезу», самому найти определенные средства воплощения художественного замысла, оценить результаты собственной музыкальной деятельности.

Основные выводы. Таким образом, в основе развития творческих навыков самостоятельной учебной деятельности находятся технологические процессы активизации слухоинтонационной культуры будущих учителей музыки, которая, в первую очередь, зависит от воспитания культуры музыкального мышления.

Результативность решения проблемы самостоятельной учебной деятельности обусловлена ​​использованием творческих методов ее реализации, способствующих технологическому освоению музыкальных произведений, то есть достижению цели творческого самовыражения.

 

Written by chromosome2009.org

Данный материал был прислан к нам одним из читателей сайта Сhromosome2009.org. Все материалы сайта публикуются в научных целях и с указанием источников. Если источники не указаны, просим Вас связаться с нами.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *